www.graphics.org.ru - на главную страницу
галерея
www.graphics.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею

      Краткий словарь
      терминов
:

      Акварель
      Акватинта
      Гравюра
      Граттаж
      Графика
      Гуашь
      Иллюстрация
      Каллиграфия
      Карикатура
      Ксилография
      Линогравюра
      Литография
      Лубок
      Монотипия
      Офорт
      Пастель
      Плакат
      Рисунок
      Эстамп







     

Статьи и публикации  об искусстве

Статьи современных авторов:

  • Ашбель Ек. "Графический дизайн для музыкальной продукции"
  • Бумага ручной работы
  • Басе Александр. "Динамические картины". Интерьвью с художником
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
  • Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
  • Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
  • Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
  • Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
  • Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
  • Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
  • Бусыгина Ек. "Понятие символа"
  • Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
  • Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
  • Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
  • Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
  • Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
  • Жуков Денис. "Кратко о печатной графике"
  • Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
  • Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
  • Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
  • Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
  • Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
  • Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
  • Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
  • Мамедов М.-Т. "Носители информации"
  • Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
  • Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
  • Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
  • Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
  • Меликли Тофик. "Рунические памятники и культурная жизнь древних тюрков"
  • Паштов Герман. Статья о выставке художника
  • Полетаева Елена. Интервью с художницей.
  • Стрелецкая Ол. Интервью
  • Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
  • Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
  • Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
  • Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
  • Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
  • Книги и публикации (для скачивания):

  • Алпатов М. В. О композиции картины "Улочка" Вермеера Дельфтского
  • Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
  • Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
  • Витрувий "Десять книг об архитектуре" (pdf)
  • Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
  • Гумилев Н. "Письма из Парижа"
  • История визитных карточек
  • Кандинский В. "О духовном в искусстве"
  • Лесков Н. С. "О русской иконописи"
  • Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
  • Матисс Анри. "Заметки живописца"
  • Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
  • Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
  • Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
  • Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)


  • Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека ". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать для домашнего изучения.
    100 номеров журнала "Художественная галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.



    -----------------------------------------------------------------------------

    ЧТОБЫ ОЖИЛ ШТРИХ
    Майя Смолина, Екатерина Толстихина

    Выставка «Мастер. Ученики. Школа» в красноярском региональном отделении Российской академии художеств (17 декабря — 25 января 2012) посвящена 70-летнему юбилею народного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии художеств Германа Сафудиновича Паштова, на ней представлены работы самого профессора, а также его учеников.

    Герман Паштов и губернатор Л. Кузнецов в мастерской. Фотография. 2011г.
    Лев Кузнецов в мастерской Германа Паштова 2011г.

    Известный сибирский художник Герман Паштов родом из Кабардино-Балкарии. В Красноярске живет и работает более 20 лет.

    Почти все работы юбилейной выставки разделены на серии: «Венеция», «Сон», «Фантазии на тему кабардинских песен», «Кабардинские мелодии». Много работ посвященных Кавказу, но также есть и сибирские мотивы, например «По Мане», «На Енисее», «Снегири». На выставке заметен поворот тематической магистрали: от ностальгических музыкальных работ с кавказскими мотивами к сибирскому пейзажу, северным сюжетам. Авторы статьи присутствовали при рождении одной из таких работ: это была литография (гравюра на камне), под которой уже стоит дата 2012. В ней представлены дети северной народности, играющие с хворостом на фоне падающего снега.

    Несмотря на то, что Герман Паштов работает и в живописи, и в разных видах графики, школа Г. С. Паштова объединена вокруг ксилографии. Как известно, ксилография — это гравюра на дереве, один из древних видов высокой печати.

    Стилевые традиции графики Германа Сафудиновича — это реализм и романтизм. В произведениях представлено этнокультурное традиционное пространство Кавказа. Недаром Паштов с подлинным мастерством иллюстрировал работы А. Пушкина, Ю. Лермонтова — поэтов русского романтизма, в творчестве которых есть и реалистические тенденции. К тому же привлекательна для мастера-иллюстратора и близкая ему тема Кавказа.

    4. Г. Паштов. Иллюстрация к «Демону» М.Ю. Лермонтова.
    Паштов Г.С. Илл. к поэме. М.Ю. Лермонтова "Демон"

    Иллюстрация к произведению «Демон» М.Ю. Лермонтова Г.С. Паштова служит эталонным образцом реалистической иллюстрации в синтезе с романтической составляющей. «Демон» уже как литературное произведение принадлежит романтизму по кругу идей и их выражений. Удлиненные пропорции фигуры демона в работе Паштова говорят об этом же круге. Сидящий на скале, он подобен хищной птице. Диагональ такого рода (слева направо) трактуется как «диагональ борьбы» (термин ученого Н. Тарабукина). Очевидно, что отношения с небом демонического существа, конфликтны — камнеобразный град летит как от демона в небо, так и с неба на землю. Акцент на драматическом конфликте, поза страдающего одинокого (на возвышении гордыни), торжественный вертикальный формат ксилографии — есть знаки, выражающие эталон искусства пространства романтизма.

    «Демон» Г.С. Паштова содержит в себе путеводную нить зрителя: важнейший узел ее — это масштаб главной фигуры, ее четкий абрис, вертикальная ось, позволяющие сразу отличить ее от иного, фонового пространства. Далее — штрихи, созданные средствами ксилографии; штрихи, которые мастер сделал благодаря подбору фактуры дерева. Они создают волны волос, фактуру перьев, шерсти, кожи, воды и скал. Мы — зрители — различаем фактуры и понимаем сущность героя, его ситуацию. Мы обращаем внимание на линии летящего града и его диагональное направление. Мы фиксируем падение и взлет некоторых частиц. Мы понимаем, что речь идет о войне с небом. Мы видим, что характер падающих частиц — это частые и гвоздеобразные элементы. Взлетающие звездообразный элемент и шары есть крупные, медленно и тяжко летящие вверх, рожденные усилием демонической воли.

    Феррография «Мечта» Г.С. Паштова — небольшая работа, очень лаконичная и гармоничная. Мечтательно сидящие две женщины, позы их сдержанно расслаблены, в них сохраняется стержень концентрации, фигуры почти симметричны друг с другом, но в то же время различаются, чем обеспечивается их естественность, живость. В центре наверху лунный диск, от которого идет свечение, к нему обратили свои лица героини. Женщины изображены со спины, мы не видим их лица, они скрыты, чем достигается таинственность и индивидуальность мечтаний при луне. Выполнена черно-серыми штрихами на белом фоне, таким образом, представлен сгущающийся сумрак.

    Пашт-Хан А. Г. Иллюстрация к «Вечерам на Хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. Постникова А. Н. Иллюстрация к роману Ю. Мисимы (Золотой храм).
    Работа ученика Г. Паштова:
    Пашт-Хан А. Г. Иллюстрация к
    «Вечерам на Хуторе близ Диканьки»
    Н. В. Гоголя.
    Работа ученика Г. Паштова:
    Постникова А. Н. Илл. к роману
    Ю. Мисимы (Золотой храм)

    Работы учеников студии Г. Паштова занимают целый первый этаж выставочных залов Академии. Они очень разнообразны по стилю, направлениям, техникам. Многие ученики Германа Сафудиновича — ведущие художники Сибири, имеющие опыт и награды, произведения которых очень ценны и, безусловно, заслуживают самого присатльного внимания. Среди них — А. Пашт-Хан (сейчас работает в Германии), А. Постникова, С. Тихомиров, Е. Федорова, С. Карпова, А. и Е. Савочкины, Ж. Зомонов, Т.Белова, Т. Кузьмина, Н. Мурина, О. Баранова и многие другие.

    Беседа с Германом Паштовым

    М.С.: Изменилось ли Ваше представление о Сибири за все эти годы?

    Г.П.: 22 года назад я вообще не знал, в какой стороне Сибирь находится. Т.е. примерно знал, но в Красноярске не был. Уже 12 год руковожу здесь творческими мастерскими. Сейчас Сибирь — это частица моей родины. Мы должны всеми силами стараться, чтобы родина выглядела хорошо. Мое семейное воспитание таково, что родину надо любить и защищать. Я стараюсь выразить эти свои чувства на бумаге, на холсте.

     

    М.С.: Гравюра на дереве близка русскому, сибирскому духу? Наше лесное богатство...

    Г.П.: Дело не в материале, а в том, как художник себе представляет Сибирь. Любой материал имеет неограниченные возможности. Какое дерево используется в ксилографии? Дикая груша, самшит (есть гравюры, вырезанные на 1000-летних самшитах), это все привозные породы. Это по торцовой гравюре, а по обрезной — любой кусок дерева годится. На выставке в Кабардино-Балкарии, которая проходила в университете, некие зрители из 14000 посетителей, написали отзыв: «Теперь мы другими глазами смотрим на деревья». Вот это для меня было новым, что посетители таким образом изменили взгляд на мир.

     

    М.С.: Чья была идея создать красноярскую школу ксилографии?

    Г.П.: Идея объединить всех была моя, когда у меня учеников стало достаточно много. Нас также объединяет дружба между собой. Мы много достигли вместе: сделали несколько общероссийских выставок, в 2005 выставлялись в Харбине, в 2006 — в Пекине, в 2007 г. — выставка «1001 гравюра» — снова в Харбине. Лучшие китайские журналы по искусству опубликовали наши работы.

     

    М.С.: Есть ли традиции, которые передаются от учителя и ученика в Вашей студии?

    Г.П.: Вообще бывает в жизни так, что ученик много берет от учителя, а потом не становится самостоятельной творческой личностью, остается копиистом. Я считаю, что я избежал этого. Я своим студентам никогда не позволяю подражать мне. Они должны делать свое. Я ищу лучшие качества каждого студента, чтобы они развивали их. На выставке вы заметили, нет похожих двух похожих членов студии. Они все разные.

     

    М.С.: Меня поразила мысль в документальном фильме о красноярской школе ксилографии «Поэзия штриха» о том, что если бы был создан музей ксилографии, он был бы первым в России.

    Г.П.: Да, это так. Пока это мечта. В Министерстве культуры к этой идее отнеслись положительно, но пока нет никаких движений. Я буду продвигать эту идею дальше, говорить с губернатором. Музеев много. Но музея ксилографии нет в России. Этот был бы единственным. Сейчас наша студия может представить более тысячи гравюр. Это мечта не для меня лично, и не для Вас, это для будущего, для тех, кто подрастает, кто будет интересоваться искусством гравюры.

     

    Е.Т.: Дай бог, чтобы мечты осуществились. К вопросу о мечтах. Ваша работа «Мечта» — это тот случай, когда работа сама выбрала меня как зрителя. Скажите, пожалуйста, а о чем мечта?

    Г.П.: В «Мечте» я представил лунную ночь и двух мечтающих женщин. Это было примерно в 1965 г. Это одна из первых моих феррографий. Феррография — это гравюра на металле. Когда преподаватель рассказал о том, как делается офорт, я, проанализировав этот рассказ, решил сделать по-другому. Сначала не могли придумать, как же назвать эту технику. Потом придумали вместе с другими художниками, что по аналогии с ксилографией, литографией, произвести от слова «феррум» — «железо». Феррография — это кислота, металл, руки и инструменты. И никаких магнитов. «Мечта» из серии, в которой кроме нее много работ, например, «Семья», «Аул», «Мелодия». Работы серии опубликовали в журнале «Москва», газете «Культура», представили на всесоюзной выставке эстампов. А мне было 24-25 лет. Эти работы получились «пропущенные через себя». Я делал серию из 25 работ за два месяца, ночами не спал почти — травил, печатал, дым шел из ванной. Очень понравились эти работы преподавателю суриковского института (Москва), он стал меня звать проводить большой мастер-класс, но я категорически отказался — считаю, что правильно сделал, на тот момент опыта было мало. Тем не менее, люди приезжали из репинского и суриковского институтов, чтобы посмотреть, как я работаю. На одной из выставок я представил семь работ серии, пять из них были раскуплены, хотя продажи не предполагались.

     

    Е.Т.: Вы часто экспериментируете, на мой взгляд, интересна техника выскребания по асфальту.

    Г.П.: Если художник мыслит и двигается вперед, он экспериментирует. Художник — это экспериментатор. Скучно, когда художник делает только одно, тиражирует одно и то же, и больше ничего. Мне интересны и литография, и акварель, и живопись. Например, на выставке маленькая работа «Мелодия» отпечатана в технике феррографии, а на другой стене — в технике офорта. Или взять литографии. Все литографии — разные («Кони», «Сюиты»). Выскребание по асфальту — это редчайшая техника в России. Когда попробовал сирийский лак накатать на литографский камень, а потом его выскребать ножами, скальпелем, офортными иглами, получилось красиво. Я отпечатал пару серий в этой технике, но больше не стал делать. Мне стало неинтересно. Я знаю, как это сделать, я освоил эту технику. Разнообразна и акварель. Акварели, сделанные на Кавказе или сделанные в Сибири, действительно разные. Живопись представлена только тремя холстами, хотя у меня весь коридор мастерской «забит» живописью.

     

    Герман Паштов. Снегири. Обрезная ксилография.
    Герман Паштов. Снегири. Обрезная ксилография.

    М.С.: Интересно, что очень красивые сибирские виды — цикл гравюр «На Енисее» и «Снегири» выполнены на мятой бумаге, что очень оригинально и красиво выглядит. Почему используется мятая бумага?

    Г.П.: Для этих работ я мял бумагу, точно также, как я делал это лет 30 назад, и работы на такой бумаге выставлялись на общероссийских выставках и в Москве. Эта фактура подошла к месту. У меня есть и другие работы, созданные на французской мятой бумаге. Вообще, смотрю по ситуации: если «Снегири», то мятая бумага создает ощущение снежных кристаллов или мороза на окнах. Для цикла «На Енисее» созданы горизонтальные складки, они создают ощущение волн, эффект тумана над Енисеем.

     

    М.С.: А возможно ли такое прочтение работ: белый чистый лист, незаполненный фон понимаются как чистота Сибири? Как нетронутое, природное, девственное пространство?

    Г.П.: Здесь самое сложное — кратко сказать, но ёмко. Важно избежать нагромождения, чтобы это было искусство. Если на белом листе удачно поставить точку, или положить штрих, чтобы он ожил, то это уже, я считаю, достижение.

     




    © Герман Паштов, Майя Смолина, Екатерина Толстихина, 2012.


    наверх

    Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.