www.graphics.org.ru - на главную страницу
галерея
www.graphics.org.ru - на главную страницу
галереи
уроки рисунка
статьи об искусстве
библиотека
история графики
о сайте
содержание сайта
контакты
ссылки
добавить галерею

      Краткий словарь
      терминов
:

      Акварель
      Акватинта
      Гравюра
      Граттаж
      Графика
      Гуашь
      Иллюстрация
      Каллиграфия
      Карикатура
      Ксилография
      Линогравюра
      Литография
      Лубок
      Монотипия
      Офорт
      Пастель
      Плакат
      Рисунок
      Эстамп







     

Статьи и публикации  об искусстве

Статьи современных авторов:

  • Ашбель Ек. "Графический дизайн для музыкальной продукции"
  • Бумага ручной работы
  • Басе Александр. "Динамические картины". Интерьвью с художником
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 1-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 2-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 3-я часть
  • Бодяев Дм. Тиражное рисование или немного об эстампе. 4-я часть
  • Бусыгина Ек. "Архитектура эпохи Древнего царства"
  • Бусыгина Ек. "Картина "Воскрешение дочери Иаира" И.Репина и В.Поленов
  • Бусыгина Ек. "К.Коровин. Портрет Шаляпина"
  • Бусыгина Ек. "Новгородская иконопись 11-13 вв."
  • Бусыгина Ек. "Обратная перспектива"
  • Бусыгина Ек. "Польский плакат II Мировой войны"
  • Бусыгина Ек. "Понятие символа"
  • Бусыгина Ек. Рецензия на общую выставку "Молодое творчество: Открытия по субботам"
  • Бусыгина Ек. "Советский плакат Великой Отечественной войны"
  • Бусыгина Ек. "Статьи Н.В.Гоголя об архитектуреи искусстве"
  • Бусыгина Ек. "В.К. Шебуев. Академическая и историческая живопись"
  • Бусыгина Ек. "Ярославская иконопись 16–17 вв."
  • Жуков Денис. "Кратко о печатной графике"
  • Капралов С. "Яйцо по имени Современный Художник"
  • Куликова Т. "Создание фактур и "сохранение белого" в акварели"
  • Куприянов Н. "Два жанра говорящей графики и художественная педагогика"
  • Куприянов Н. "Динамический канон изображения головы человека"
  • Куприянов Н. "Раритет XVIII века – сказка императрицы Екатерины II «Царевич Хлор» и особенности ее иллюстрирования"
  • Мамедов М.-Т. "Археология – носитель информации о прошлом"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Дева-Башня"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Ичери-Шехер - внутренний город"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Наш дом – наша Крепость"
  • Мамедов М.-Т. "Баку. Пешком в IX век"
  • Мамедов М.-Т. "Караван-сараи"
  • Мамедов М.-Т. "Носители информации"
  • Мамедов М.-Т. "Профессия - строитель"
  • Мамедов М.-Т. "Роль керамики в кулинарии"
  • Мамедов М.-Т. "Тебризская школа миниатюры"
  • Мамедов М.-Т. "Феномен человека"
  • Меликли Тофик. "Рунические памятники и культурная жизнь древних тюрков"
  • Паштов Герман. Статья о выставке художника
  • Полетаева Елена. Интервью с художницей.
  • Стрелецкая Ол. Интервью
  • Чернов Д. "Вечность, архетип Самости и его символы"
  • Чернов Д. "Историческое и символическое время в картине П. Веронезе «Пир в доме Левия» («Тайная Вечеря»)"
  • Чернов Д. "Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков"
  • Чернов Д. "Символические образы времени в живописи"
  • Чернов Д. "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
  • Книги и публикации (для скачивания):

  • Алпатов М. В. О композиции картины "Улочка" Вермеера Дельфтского
  • Бенуа А. Н. "Русская школа живописи" (pdf)
  • Вержбицкий А. "Творчество Рембрандта"
  • Витрувий "Десять книг об архитектуре" (pdf)
  • Гнедич П. П. "Всемирная история искусств" (doc)
  • Гумилев Н. "Письма из Парижа"
  • История визитных карточек
  • Кандинский В. "О духовном в искусстве"
  • Лесков Н. С. "О русской иконописи"
  • Лосев А.Ф. "Проблема символа и реалистическое искусство" (rtf)
  • Матисс Анри. "Заметки живописца"
  • Недович Д.С. "Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств" (pdf)
  • Ревалд Джон. Постимпрессионизм (От Ван Гога до Гогена)
  • Флоренский Павел. "Иконостас" (rtf)
  • Шапошников Б. В. "Эстетика числа и циркуля" (pdf)


  • Также книги для художников находятся в разделе "Библиотека ". Книгам дана подробная аннотация. Книги можно скачать для домашнего изучения.
    100 номеров журнала "Художественная галерея" в формате djvu доступны для скачивания в целях ознокомления.



    -----------------------------------------------------------------------------

    Мамедов Мир-Теймур. "Наш дом – наша Крепость". Серия статей о г.Баку

    Об авторе статьи >>

    Мамедов М.-T. Рисунок«Не говори много о себе – пусть лучше многие говорят о тебе» - прекрасные слова ( Аталар сюзц ). Они как нельзя лучше подходят к истории нашего дома – нашей Крепости (Баку начинался с Крепости), к прошлому нашего Азербайджана. Как много авторов из разных стран и разных времен доносят до нас свои впечатления об этом удивительном крае, об этой благословенной земле.

    Л.С. Бретаницкий – человек, посвятивший свою жизнь изучению Переднего Востока и, в частности, культуры, быта, искусства Азербайджана, писал, основываясь только на фактическом материале о заселении Апшерона 35-40 тысяч лет (Л.С. Бретаницкий, «Баку», Л. Искусство, 1965 г., стр. 68). Прошло около 40 лет, а его изыскания и мнения актуальны сегодня как никогда. Многочисленные археологические находки, как в самой Крепости, так и вокруг Баку (Апшерон, Сумгаит, Маразы, Гобустан) в радиусе до 100 км доказывают, что это была довольно оживленная территория, освоенная еще в глубокой древности.

    «…Наскальные изображения лова рыбы (белуги) сетями (выделено мной) в Гобустане, наличие костных останков рыб (белуги и осетровых) и тюленей в слоях мезолита Гобустана датируются 9-10 тысячелетиями до нашей эры и являются бесспорным свидетельством наиболее раннего развитого морского помысла для всей территории Кавказа. (Гаджиев Д.Б., Рустамов Д.Н. «Рисунки рыб в наскальных изображениях Гобустана», Баку, 1987 г., стр 35-44). Флиндерс Петри, исследователь Египта, ученый с мировым именем, признанный специалист - египтолог (таких ученых раз-два и обчелся!), изучая древнейшие тексты «Книги Мертвых» (это своего рода древняя энциклопедия конца 3 тысячелетия до нашей эры), находит в ней упоминание о Баку, о его расположении, о его названии (Бакщау) и приводит убедительные доводы о тождестве названия Баку (Бакщау) современному нашему дому – нашей Крепости. А это мнение человека, который всей своей жизнью, своими трудами, открытиями сказал свое веское слово в науке о древнейшей цивилизации.

    Труды другой известной личности, которые дошли до нас, до современников, и которые также ценятся за свою информативность, несут сведения о Баку, о Бакинском побережье. Византийский автор первой половины 5 века Приск Панийский отмечал в своем труде Баку, что доказывает неординарность этого места, его значение для Византии на рубеже 4-5 веков нашей эры.

    И если я упомянул этот период времени, то, как нельзя, кстати, следует привести слова Сары-ханум Ашурбейли: «К наиболее значительным сооружениям рассматриваемого времени принадлежат крепостные и «длинные» стены. Возведенные в связи с борьбой Сасанидского Ирана с кочевниками северного Прикаспия в период с 5 по 7 века, они входили в общую систему оборонной линии, идущей от Каспийского моря у Дербентского прохода в глубь страны. Имея общую длину до 120 км, «длинные» стены в наиболее ответственных местах были укреплены прямоугольными и круглыми различного размера башнями». (С.Ашурбейли, «История г. Баку», Баку, Азернешр, 1992 г. стр. 31.)

    Два города на побережье Хазара (Каспий, Бакинское море, Большое Соленое Озеро – топонимика одного места) были ключевыми в прямом значении этого слова. Баку и Дербент очень много значили для всех завоевателей, стремящихся, прежде всего, захватить эти две крепости, такие важные с точки зрения военной стратегии и тактики (в следующей статье я постараюсь осветить проблему защищенного города – Крепости в период военных действий, во время осады, тактику осажденных в Крепости, приемы внутригородского боя на основе изучения старых планов Крепости).

    Известные ученые (Хондемир, Бретаницкий, Ашурбейли, и др.) не раз в своих трудах отмечают защищенность Крепости, три ряда крепостных стен Баку и Дербента. Изучая самые различные источники, пользуясь богатейшей коллекцией книг в Санкт-Петербургской библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина , я не встретил ни одного города в Западной Европе и в Китае, который был обнесен тремя рядами крепостных стен. Это наводило на определенные размышления…

    •  Важность объекта (Баку - Крепость) - отсюда три ряда стен.

    •  Необходимость привлечения большого количества рабочих рук – «длинные» стены до 120 км, объем производимых работ (основание стены 5-6 метров, верхняя часть до 3-4-х метров, высота до 10-15 метров, а высота башен до 20 метров).

    •  Способы доставки пиленого камня или камня-скола на место стройки.

    •  Количество занятых на каменоломне рабочих.

    •  Количество экспедиторов и грузчиков.

    •  Изготовление извести, как основного связующего раствора, ее количество, доставка и, наконец, приготовление цементирующего состава для кладки (известь в чистом виде применялась – существовали многие добавки для улучшения ее связующих свойств).

    •  Количество подсобных материалов (песок, щебень, бут, дерево, мазут, нефть, керосин).

    •  Организация руководства ходом строительных работ.

    •  Количество вооруженных людей (охрана стройки, полицейские функции, и т.д.)

    •  Организация питания и отдыха исполнителей в соответствии со «штатным расписанием» - иерархия соблюдалась жестко, на всех уровнях общения людей, занятых одним делом.

    •  Количество вьючных животных и проблемы, связанные с их содержанием, использованием и лечением.

    •  Количество людей, прикрепленных к животным.

    •  Организация своего рода «лазаретов» и «медпунктов» для оказания помощи при травмах, отравлениях, и т.д.

    •  Организация похоронной службы.

    •  Непрерывность стройки, ее сроки.

    Мамедов М.-T. РисунокНадо отметить, что стройка не проходила под безоблачным голубым небом, под щебетанье соловьев при аромате роз. Все было не так пасторально. Были набеги, а значит, надо было останавливать строительные работы и отражать атаки неприятеля. Были эпидемии, уносящие не одну сотню жизней, были другие тысячи причин, по которым стройка не могла, раз начавшись, закончиться в срок, определенный волей повелителя. На это были объективные и субъективные причины.

    Такое отступление было сделано мной, чтобы показать всю трудность поставленной задачи строительство крепостной стены. А если их три ряда? Значит, и проблем в три раза больше!

    Вот что пишет Л.С. Бретаницкий: «Баку был надежно защищен хорошо продуманной и по тому времени мощной системой фортификационных сооружений. Хондемир упоминает три ряда стен». (Стр.66).

    Далее «система укреплений города не ограничивалась созданием замкнутого пояса оборонительных сооружений, лишь в немногих местах прорезанного хорошо защищенными воротами и переходами через ров, прикрытыми предмостными укреплениями. Спускаясь к морю, «крылья»» крепостных стен уходили довольно глубоко в Каспий, образуя стоянку кораблей, контролируемую городом и хорошо укрытую во время непогоды. Система уходящих в море городских стен повторяла, по сути, организацию гавани в Дербенте». (Л.С. Бретаницкий, «Баку», Л. Искусство, 1965 г., стр. 68).

    Более подробно остановлюсь на морских фортификационных сооружениях, так как это очень важно для понимания роли Баку – портового города-крепости. Начну с главного, с характера Хазара. На протяжении многих тысячелетий Хазар «не довольствовался» постоянной береговой линией. Он то отступал на сотни метров от Девичьей Башни, то вдруг «одумавшись», наступал на Крепость, стремясь захватить ее и спрятать на дне, как Сабаильскую крепость, по сей день надежно укрытую волнами Каспия.

    Послание из 15 века (1403 г.), отправленное Абд-ар-Рашидом Бакуви, и дошедшее до нас, гласит: «Море затопило в Баку много стенных башен и приблизилось к мечети» (речь идет о Джума-мечети, расположенной на улице имени Асафа Зейналлы, вблизи от Девичьей Башни), что доказывает своенравность Хазара, его непредсказуемый характер…

    Строительство объектов на море сейчас, в 21 веке, сопряжено с большими затратами и проблемами. Это трудно делать на тихом озере, при нулевом волнении, но неизмеримо трудно и опасно производить такие работы на море с капризным характером, с его штормами при скорости ветра свыше 30 м/сек (на открытых пространства сила ветра еще больше).

    Хазри (северный ветер) и Хазар , объединившись , могут разнести любое творение рук человеческих за считанные часы, не считаясь ни с какими супернавороченными технологиями (сверхпрочные стали, подводная сварка конструкций, компьютерный расчет инженерных сооружений, и т.д.).

    Сопромат и теоретическая механика терпят позорное поражение, если разбушевались Хазри и Хазар , а для меня остается загадкой, как выстояла в этой многовековой борьбе Девичья Башня – прекрасный пример дела рук человеческих, не имеющая аналога в мире!

    Но вернемся к другой загадке: к двум гидротехническим сооружениям, отходящим от Девичьей Башни далеко в море (около 500 метров каждый выступ-волнорез. Реконструкция этих волнорезов была бы прекрасным подарком будущим поколениям – может, за одно это, наши потомки многое простят нам за то, что мы «натворили» в Крепости и продолжаем «рукодельничать…»).

    Итак, была поставлена задача: построить два вала, два выступа в море, в Хазар внедренные! Это трудно представить. Нелегко произвести все расчеты, исполнить хоть какие, но чертежи, и совсем невообразимо представить себе, что надо начать и закончить то, что задумано!

    И все это надо было делать, считаясь с буйным нравом Хазара и силой Хазри .

    Вот что пишет Абд-ар-Рашид (ал) Бакуви в 1403 году о Хазри : «Особенностью этого города является то, что ветер в нем дует и ночью и днем, так что иногда при сильном ветре невозможно (выделено мной) человеку идти против ветра…».

    А человек пошел! Пошел против Хазара и Хазри и построил им наперекор Девичью Башню и два выступа, как две ее руки, протянутые к Сабаильской крепости…

    Постройка столь грандиозных гидротехнических сооружений для того времени (когда они были возведены) сама по себе является примером, сравнимым разве что с египетскими пирамидами и другими чудесами света, широко известными во всем мире.

    Эти и многие другие вопросы ставит перед нами Крепость. Пока вопросов больше, чем ответов.

    Наш дом – наша Крепость напоминает мне дом, где осталось так много неизведанных уголков и ожидание встречи с тайной, которая скрыта до поры до времени от безразличных глаз. Дом, ждущий любви и терпеливого хозяина…

    Наш дом – наша Крепость…


    наверх

    Автор-разработчик сайта Бусыгина Екатерина
    Хостинг, поддержка сайта Смирнов Андрей - www.jian.spb.ru
    ссылка
    Публикации возможны только при наличии ссылки на "График"©.